Чтобы вода не осталась просто водой Дата публикации: 05.01.2009 Автор: Пресс-центр Таганрогского благочиния В последние годы в среде священнослужителей, а также мирян, работающих в сфере религиозного образования, всё чаще стал подниматься вопрос о необходимости более серьёзно подходить к таинству Крещения; точнее – о необходимости соответствующим образом подготавливать людей к принятию этого Таинства. О необходимости соответствующей подготовки к Крещению регулярно напоминал почивший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Сохраняется формализм в подходе к Таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется "конвеерный метод", когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком – уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя... В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу о крещении... Человек, принимающий Святое Крещение формально, больше в храм не придёт. Человек, осознавший его значимость, станет постоянным прихожанином...». Причиной обсуждения этого вопроса стал малоприятный факт. В Православной Церкви крещено, по разным подсчётам, от 70 до 80 % населения Российской Федерации, но назвать большую часть этих людей христианами, к сожалению, можно лишь с большой долей условности. Многие люди приходят креститься и приносят крестить своих детей по какой угодно причине: чтобы не болели; посоветовала бабка-целительница; такая традиция и т.п. – но только не вера в Бога и не желание жить согласно Христовым заповедям. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчёркивал: «Проблема околоцерковных суеверий напрямую связана с отсутствием системы начального (огласительного) духовного образования на приходах, с отсутствием подлинной веры и подлинных знаний, место которых занимают оккультные суррогаты "массовой культуры" и псевдоправославные вымыслы». И здесь встаёт целый ряд вопросов: может ли мы давать право людям называться христианами, если они таковыми не являются? Можно ли доверять воспитание христианских детей, по сути дела, язычникам? Ведь не секрет, что многие родители и их кумовья, принесшие крестить младенца, не собираются ни сами ходить в Церковь, ни воспитывать этого ребёнка в христианской традиции. Между тем, в концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви отмечено: «Того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить "по первому требованию" вряд ли полезно». Многие, к сожалению, абсолютно неверно воспринимают Крещение, как самодостаточный религиозный обряд якобы просто в силу его совершения дающий человеку возможность вхождения в Царство Небесное. Но в том и дело, что крещение – это не конец, а только начало пути. И стоит ли крестить человека, который заранее знает, что по этому пути он с нами, Православными христианами, идти не собирается? Блаженный Августин в своё время написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха… С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения». Зачем крестить человека, который говорит: «я в эту вашу церковь ходить не буду». Кто-то скажет: «Его надо крестить, чтобы хотя бы можно было отпеть». Но мы забываем, что отпевание – оно тоже для людей верующих. В заупокойной молитве священник, обращаясь к Богу, говорит, что усопший Православно исповедовал (т.е. веровал) в Бога-Троицу даже до последнего своего издыхания. Получается, что священник в этот момент вынужден врать Богу, ибо прекрасно знает, что покойный никогда не ходил в Церковь, и к вере был равнодушен. Поможет ли ему в загробной жизни некогда совершённое над ним крещение? Ведь умри он не крещёным, на Страшном Суде с него спросится как с язычника «по закону совести». А с крещёного спросится, как с христианина, т.е. по Евангелию, а он его даже в руках не держал. Выходит, что мнение «Надо крестить всех подряд, чтобы они не попали в ад» – это весьма опасное заблуждение. «Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем некрещёные, как поругавшие... святую одежду Христову» (преподобный Симеон Новый Богослов). «Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе» (святой Ефрем Сирин). Можно очень долго приводить факты, свидетельствующие о том, что сложившуюся ситуацию необходимо исправлять. Сам Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Идите и научите вся языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16). Как видим, из слов Спасителя крещение должен принимать тот, кто верует. Именно это условие должно быть соблюдено, и только тогда человек «спасён будет». Без веры вода может так и остаться водой. Ещё в канонах VI Вселенского собора и Лаодикийского Собора прописано «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере...». Уже неубедительно звучат заявления «А нам негде было этому научиться». 20 лет наша Церковь свободно проповедует, свободно издаётся православная литература и потому основы православного вероучения не изучил лишь тот, кто не хотел изучать. Чтобы исправить ситуацию, ешё в 2005 году Высокопреосвященнейший Пантелеимон, Архиепископ Ростовский и Новочеркасский издал циркуляр, предписывающий священникам перед Крещением совершать оглашение, т.е. научение крещаемого, либо, в случае с младенцами, их крестных и плотских родителей. Миссионерским отделом Ростовской-на-Дону Епархии был разработан «Проект концепции подготовки к Крещению», который обсуждался духовенством как на собраниях в Ростове-на-Дону, так и на местах в благочиниях. 16 октября 2008 года проект концепции обсуждался на общем собрании духовенства Таганрогского благочиния, под председательством Благочинного церквей Таганрогского округа протоиерея Александра Клюнкова. Священнослужители благочиния высказали своё полное согласие с позицией Правящего Архиерея в отношении необходимости предварительного оглашения мирян, желающих принять Таинство Крещения в зрелом возрасте, а также родителей и восприемников Крещаемых младенцев. Было принято решение повсеместно во всех приходах Таганрогского Благочиния (Таганрога и Неклиновского района) с 2009 г. постепенно переходить к практике, предписываемой вышеупомянутой концепцией. Теперь каждому желающему принять Крещение либо родителям младенца необходимо будет предварительно встретится со священником и побеседовать о том, веруют ли они во Христа, какова причина, по которой решили креститься и т.д., а также выслушать проповедь об основах Православной веры. Далее они получат краткое домашнее задание для закрепления услышанного, где необходимо будет прочитать Евангелие от Марка и ответить на предложенные вопросы. И только по усвоении материала священник назначает день крещения. Эта практика будет обязательной абсолютно для всех приходов. При этом приходящие в храмы не должны удивляться, а понять, что основанием для крещения является вера в Бога и желание следовать Христовым заповедям.
Источник: http://taganrog.orthodoxy.ru/ |